Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2013 по делу N А42-3940/2013 <О признании частично недействующим приложения N 1 к решению Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от 19.12.2012 N 652 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от 21.05.2008 N 786 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кандалакшского района">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу № А42-3940/2013

Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2013, решение в полном объеме изготовлено 07.11.2013.
Арбитражный суд Мурманской области в составе: председательствующего Беляевой Л.Е., судей Алексиной Н.Ю., Варфоломеева С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" (ОГРН 1025100832448, ИНН 5193102164)
к Совету депутатов муниципального образования Кандалакшский район (ОГРН 1025100535866, ИНН 5102050433)
третье лицо администрация муниципального образования Кандалакшский район (ОГРН 1025100536471, ИНН 5102006145)
о признании недействующим решения от 19.12.2012 № 652 в части
при участии в судебном заседании:
заявителя - Левиной М.А., доверенность от 20.08.2012 нотариально оформленная
ответчика - Стеценко Е.М., доверенность от 11.10.2013
третьего лица - Роговой Е.О., доверенность от 26.06.2013 № 2468

установил:

открытое акционерное общество "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" (юридический адрес: г. Мурманск, ул. Марата, д. 26 (почтовый адрес: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 27); далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным) о признании недействующим пункта 9 приложения № 1 к решению Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район (место нахождения: Мурманская область г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 34; далее - Совет депутатов) от 19.12.2012 № 652 в части установления коэффициента равного 37 для земельных участков в г. Кандалакша с видом разрешенного использования "Хранение, переработка нефтепродуктов, предприятия по обеспечению нефтепродуктами", как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кандалакшский район (место нахождения: Мурманская область г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 34; далее - администрация)
В обоснование требований Общество указало, что оспариваемым актом в 2013 году корректирующий коэффициент (К1) был увеличен с 3,78 почти в десять раз по сравнению с 2012 годом в отсутствие экономического обоснования, что повлекло значительное и необоснованное увеличение арендной платы за землю.
В ходе проведенного Обществом мониторинга стоимости аренды земли под объектами нефтебазового хозяйства в 2013 году в других районах Мурманской области (в г. Кандалакша - Кандалакшская нефтебаза, г. Кировске - Кировская нефтебаза, г. Оленегорске - Оленегорская нефтебаза) выявлено, что при самой небольшой величине земельного участка в г. Кандалакша (19798 кв. м) стоимость арендной платы за землю (с учетом применения спорного коэффициента) превышает стоимость арендной платы за землю в г. Кировске на 232,83 %, в г. Оленегорске на 879 %; при этом размеры и кадастровая стоимость данных земельных участков больше, чем у земельного участка в г. Кандалакша.
Считает, что основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, были нарушены при установлении повышающего коэффициента равного 37, что повлекло за собой необоснованное (произвольное, без соответствующего экономического обоснования) завышение суммы арендной платы за землю под Кандалакшской нефтебазой.
В дополнении к заявлению Общество указало, что действие оспариваемого положения распространяется на неограниченный круг лиц, и орган местного самоуправления при принятии нормативно-правового акта не может руководствоваться "персонифицированным расчетом".
Совет депутатов представил отзыв, в котором с требованием не согласился, указав, что оспариваемое решение принималось по инициативе администрации муниципального образования Кандалакшский район в пределах компетенции, с учетом экономического обоснования, изложенного в пояснительной записке к проекту решения.
Применительно к кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования "Хранение, переработка нефтепродуктов, предприятия по обеспечению нефтепродуктами" с 01.01.2013 имело место значительное ее снижение (на 83 %). Учитывая, что основным источником неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования Кандалакшский район являются доходы от арендных платежей за земельные участки, применение прежнего коэффициента К1 привело бы к значительному снижению доходной части консолидированного местного бюджета. При этом, предложенные коэффициенты К1 рассчитаны таким образом, чтобы, с одной стороны, не допустить уменьшение годового поступления арендной платы за землю в местный бюджет, а, с другой стороны, не увеличить финансовую нагрузку на арендаторов земельных участков, кадастровая стоимость которых в связи с пересмотром увеличилась.
Администрация представила отзыв, в котором, со ссылкой на данные сравнительной таблицы размеров арендной платы за 2012-2013 годы за земельные участки, предоставленные в аренду Обществу, указала, что увеличение коэффициента аренды с 3,78 до 37 при уменьшении стоимости земельного участка на 83 % (по договору аренды от 08.11.2005 № 107) для одного из 7 предоставленных Обществу земельных участков, является экономически обоснованным, так как в совокупности позволит снизить общее уменьшение размера арендной платы за все предоставленные земельные участки на 2013 год на 646,7 тыс. руб. Доход от арендной платы за землю является основным источником неналоговых доходов консолидированного бюджета Кандалакшского района, а ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" - одним из основных плательщиков арендной платы за землю.
В дополнении к отзыву администрация пояснила, что расчет производился исходя из общей суммы арендной платы по каждому виду разрешенного использования и относящимся к нему конкретным арендаторам. В 2012 году от Общества поступило в доход бюджета 4,5 млн. руб. (второй по величине плательщик арендной платы за землю). В 2013 году при установленных коэффициентах аренды для земельных участков, предоставленных Обществу в г. Кандалакша (37 - для нефтебазы, 2,45 - для АЗС, 1,08 - для реконструкции нефтебазы) общая сумма арендной платы Общества составила бы 2,1 млн. руб., т.е. потеря бюджета при этом - 2,4 млн. руб., что является существенным в условиях сложившегося дефицита бюджета. С данных позиций полагает необходимым рассматривать изменение величины арендных платежей в совокупности всех предоставленных Обществу земельных участков.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзывах на заявление, с дополнениями.
Как следует из материалов дела, между администрацией и ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" заключен договор № 107 от 08.11.2005 аренды земельного участка с кадастровым номером 51:18:010105:27, площадью 19798 кв. м, расположенный по адресу: Мурманская область г. Кандалакша, ул. Промышленная, д. 2, на срок с 24.10.2005 по 30.09.2054, для обслуживания нефтебазы.
Решением Совета депутатов от 21.05.2008 № 786 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кандалакшского района (далее - Положение), пунктом 9 приложения № 1 к которому "Коэффициенты, устанавливающие зависимость арендной платы от вида использования земельного участка (К1)" для земельных участков по виду использования "Хранение, переработка нефтепродуктов, предприятия по обеспечению нефтепродуктами" был установлен коэффициент 3,78.
Решением Совета депутатов от 19.12.2012 № 652 были внесены изменения в решение Совета депутатов от 21.05.2008 № 786, а именно: приложение № 1 "Коэффициенты, устанавливающие зависимость арендной платы от вида использования земельного участка (К1)" изложено в новой редакции (пункт 1.2), в соответствии с которой в пункте 9 применительно к виду использования "Хранение, переработка нефтепродуктов, предприятия по обеспечению нефтепродуктами" в г. Кандалакша установлен коэффициент (К1) в размере 37.
Считая, что регулирующий коэффициент в указанном размере установлен произвольно, без экономического обоснования и учета прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку в результате его применения уровень арендной платы увеличился в несколько раз (несоразмерно изменению размера кадастровой стоимости земельного участка, используемого для обслуживания нефтебазы), что не совместимо с экономически обоснованной деятельностью, создает неравные условия для арендаторов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы Общества в обоснование заявленных требований, возражения Совета депутатов и администрации в подтверждение правомерности принятого акта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акта или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район № 652 от 19.12.2012 было опубликовано в газете "Нива" от 28.12.2012 № 51; представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в публичном воздействии.
В силу указанного, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Пунктом 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что вышеуказанный акт принят Советом депутатов в рамках полномочий, предоставленных Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области", Уставом муниципального образования Кандалакшский район.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (далее - КС РФ) в пункте 3 определения от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснить, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Приведенная правовая позиция КС РФ в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.
Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Положением, утвержденным решением Совета депутатов от 21.05.2008 № 786, установлена формула определения годового размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Кандалакшском районе (раздел 2), по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающий в себя размер кадастровой стоимости земельного участка, ставку арендной платы, регулирующие коэффициенты (пункт 2.1).
Оспариваемый заявителем регулирующий коэффициент (К1) (пункт 9 приложения № 1 к Положению) используется в формуле расчета годового размера арендной платы за использование земельного участка.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункт 6 статьи 194 АПК РФ).
Поскольку заявитель ссылается на экономическую необоснованность установленного коэффициента К1 (пункт 9 приложения 1 к Положению), Совет депутатов должен представить доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность установленного размера названного коэффициента.
Как следует из пояснительной записки администрации к проекту оспариваемого решения (подготовленной должностным лицом администрации в ходе рассмотрения настоящего дела), его подготовка обусловлена необходимостью изменения коэффициентов, устанавливающих зависимость арендной платы от вида использования земельного участка (К1). Предложенные значения коэффициентов (К1) рассчитаны таким образом, чтобы, с одной стороны, не допустить уменьшение годового поступления арендной платы за землю в консолидированный местный бюджет, а с другой стороны - по возможности, резко не увеличить нагрузку на арендаторов. Расчет производился исходя из общей суммы арендной платы по каждому виду разрешенного использования и относящимся к нему конкретным арендаторам.
В представленной администрацией Сравнительной таблице размеров арендной платы на 2012-2013 годы по виду разрешенного использования в разрезе поселений Кандалакшского района (приложение № 11 к проекту решения) приведено сравнение арендной платы ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" по всем семи земельным участкам, в отсутствие дифференциации по виду использования (нефтебаза и АЗС), в отношении которых вышеуказанным Положением предусмотрены различные корректирующие коэффициенты (К1).
Изменение кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в связи с ее установлением в размере рыночной стоимости в установленном порядке) в соответствии с вышеуказанным Положением (пункт 1.3) может являться основанием для пересмотра размера арендной платы в соответствии с условиями договора аренды земельного участка. Однако указанное обстоятельство не может являться основанием для произвольного изменения значения спорного регулирующего коэффициента, в отсутствие надлежащего экономического обоснования, проведенного, в том числе с учетом изменения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и вида его использования.
По смыслу понятия "экономическое обоснование", данного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, для принятия решения недостаточно наличие какого-либо документа под названием "Пояснительная записка", "Сравнительная таблица размеров арендной платы на 2012-2013 годы по виду разрешенного использования в разрезе поселений Кандалакшского района", так как решение об определении экономической обоснованности при определении арендной платы должно иметь реальный анализ экономических показателей, которые составляют формулу ее расчета.
Следовательно, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности - органом государственной власти в силу пункта 6 статьи 194 АПК РФ должно быть доказано именно путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, и рассчитываемых на основании этой доходности арендной платы (применительно к установлению соответствующего регулирующего коэффициента).
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что при определении значения данного регулирующего коэффициента Советом депутатов (а равно при разработке проекта администрацией) проводились анализ и оценка различных экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента, ответчиком не представлено.
При этом суд также учитывает, что установленный оспариваемым пунктом коэффициент К1 для расчета арендной платы (применяемый для объекта заявителя (Кандалакшская нефтебаза)) почти в десять раз превышает как ранее установленное значение данного коэффициента по виду использования (3,78), так и значение такого коэффициента, установленного для объектов иных предприятий по обеспечению нефтепродуктами применительно к аналогичному виду использования, а размер арендной платы для Общества по договору № 107 от 08.11.2005 в 2013 году (при снижении размера кадастровой стоимости земельного участка на 17 %) составил 1615420 руб., что на 53 % выше по сравнению с размером арендной платы в 2012 году (968750,23 руб.).
На вопрос суда в части обоснования размера установленного коэффициента (в том числе в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого Обществом в целях обслуживания нефтебазы), представитель ответчика в судебном заседании пояснений не представил.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление (изменение) органом местного самоуправления значения регулирующего коэффициента при определении размера арендной платы за использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, противоречит принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
В пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации установлен запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также перечислены противоправные действия, образующие нарушение указанной правовой нормы названного Закона.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, суд считает, что пункт 9 приложения № 1 к решению Совета депутатов от 19.12.2012 № 652 в части установления коэффициента равного 37 для земельных участков в г. Кандалакша с видом разрешенного использования "Хранение, переработка нефтепродуктов, предприятия по обеспечению нефтепродуктами" не соответствует постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности), и подлежит признанию недействующим.
Согласно материалам дела Обществом за рассмотрение заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей, относящиеся в силу статьи 101 АПК РФ к судебным расходам.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, с Совета депутатов в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требование ОАО "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" удовлетворить. Признать пункт 9 приложения № 1 к решению Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район от 19.12.2012 № 652 в части установления коэффициента равного 37 для земельных участков в г. Кандалакша с видом разрешенного использования "Хранение, переработка нефтепродуктов, предприятия по обеспечению нефтепродуктами" не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и недействующим.
Взыскать с Совета депутатов муниципального образования Кандалакшский район в пользу открытого акционерного общества "НК "Роснефть"-Мурманскнефтепродукт" судебные расходы 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.Е.БЕЛЯЕВА

Судьи
С.Б.ВАРФОЛОМЕЕВ
Н.Ю.АЛЕКСИНА


------------------------------------------------------------------