Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.03.2013 по делу N А42-7607/2012 <О признании недействующим постановления администрации муниципального образования Ловозерский район от 17.11.2009 N 538 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков в границах Ловозерского района" в части строки 15 приложения N 2>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. по делу № А42-7607/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2013, решение в полном объеме изготовлено 06.03.2013.
Арбитражный суд Мурманской области в составе:
председательствующего Беляевой Л.Е.,
судей Вострякова К.А., Алексиной Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Р.А.К.
к администрации муниципального образования Ловозерский район
о признании недействующим постановления от 17.11.2009 № 538 в части строки 15 приложения № 2
при участии в судебном заседании:
заявителя - Шабловской Е.Д., доверенность от 09.02.2011 нотариально оформленная
ответчика - не участвовал

установил:

индивидуальный предприниматель Р.А.К. (<...>; далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования Ловозерский район (ОГРН 1025100677601, ИНН 5106050018, место нахождения: Мурманская область с. Ловозеро, ул. Советская, д. 10; далее - администрация) от 17.11.2009 № 538 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков в границах Ловозерского района" недействующим в части строки 15 приложения № 2 "Ставки арендной платы за пользование земельными участками, соответствующие виду использования, %", как не соответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В обоснование требований предприниматель указал следующее:
- установленная ставка арендной платы в размере 19500 % более чем в 533 раза превышает следующую максимальную ставку арендной платы, установленную для земель Ловозерского района Мурманской области, является экономически не обоснованной и нарушает имущественные права заявителя.
Без изменения кадастровой стоимости, функционального назначения и иных характеристик земельного участка размер арендной платы для предпринимателя вырос в 3583 раза, по сравнению с размером арендной платы, взимаемой за пользование данным земельным участков с предыдущего собственника расположенных на нем объектов недвижимости (АО "Полярика").
- в непосредственной близости от земельного участка заявителя расположен земельный участок оленеводческого предприятия "Тундра". Данный колхоз осуществляет такой же вид деятельности, как и в принадлежащем заявителю объекте недвижимости - убойный пункт, занимается производством мясной продукции из оленины. Однако ввиду того, что у данного колхоза объекты первичной переработки мясной продукции являются временными сооружениями, арендная плата для земельного участка, используемого колхозом, рассчитывается по ставке 0,3 %, установленной для земель сельскохозяйственного назначения. Стоимость аренды земли для предпринимателя фактически в 65000 раз дороже, чем для расположенного рядом предприятия - конкурента.
В этой связи полагает, что оспариваемым постановлением (в названной части) создаются необоснованные конкурентные преимущества для предприятий - конкурентов, препятствования осуществлению деятельности заявителем и предприятием-арендатором объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, путем установления экономически не обоснованного бремени по уплате арендной платы, а также дискриминационные условия, при которых стоимость готовой продукции предприятий-конкурентов будет значительно ниже, чем у предприятия заявителя.
Администрация представила отзыв, в котором указала, что ставки арендной платы были установлены исходя из принципа пополнения доходной части местного бюджета Ловозерского района, который является дотационным на 95 %. На земельной участке гражданин Р.А.К. занимается доходной коммерческой деятельностью - убоем оленей, первичной обработкой мясной продукции. С учетом анализа арендный платежей в границах Ловозерского района стоимость 1 кв. м аренды для предпринимателя составляет ниже средней.
В порядке пункта 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), администрация также направила письменное заявление о признании требований предпринимателя в полном объеме, указав на нарушение принципа экономической обоснованности при определении арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Администрация извещена надлежащим образом (уведомление о вручении 11.02.2013); направила письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя заявителя, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель предпринимателя заявленные требования поддержал.
Из материалов дела установлено.
Предприниматель Р.А.К. имеет в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные в с. Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, а именно:
- убойный пункт, этажность 1, подземная этажность: 0, общая площадь 1641,4 кв. м, кадастровый (условный) номер 51:02:06:00:00:74:143 (свидетельство о государственной регистрации права 51-АВ № 259164);
- здание телятника, этажность: 1, подземная этажность: 0, общая площадь 1449,8 кв. м, в том числе основная площадь 1363,3 кв. м, кадастровый (условный) номер 51:02:06:00:00:74:151 (свидетельство о государственной регистрации права 51-АВ № 259165).
В целях оформления правоотношений по использованию земельного участка для содержания и эксплуатации вышеуказанных объектов недвижимости предпринимателя, администрацией подготовлен проект договора аренды земельного участка № 58 от 10.04.2012, согласно которому администрация (Арендодатель) предоставляет предпринимателю (Арендатор) на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 51:02:0060101:75, площадью 9860 кв. м, расположенный по адресу: Мурманская область Ловозерский район (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), для использования в целях содержания и эксплуатации убойного пункта и здания телятника.
Согласно приложению № 2 к указанному договору аренды земельного участка, годовой размер арендной платы для предпринимателя рассчитан с использованием ставки арендной платы 19500 %.
Постановлением администрации от 17.11.2009 № 538 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков в границах Ловозерского района" (в действующей редакции) утверждены процентные ставки арендной платы по видам функционального использования земельных участков (приложение № 2 "Ставки арендной платы за пользование земельными участками, соответствующие виду использования, %").
Согласно строке 15 указанного приложения № 2 к постановлению администрации от 17.11.2009 № 538, ставка арендной платы для объектов первичной обработки мясной продукции (вне черты населенных пунктов) установлена в размере 19500 %.
Считая ставку арендной платы в размере 19500 % для указанных объектов установленной произвольно, без экономического обоснования и учета прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку в результате ее применения, в том числе создаются неравные условия для хозяйствующих субъектов, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы предпринимателя в обоснование заявленных требований, позицию администрации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акта или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление администрации муниципального образования Ловозерский район № 538 от 18.11.2009 было опубликовано в газете "Ловозерская Правда" от 29.01.2010 № 7; представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в публичном воздействии.
В силу указанного, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесено к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, и оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Пунктом 4 статьи 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что вышеуказанный акт принят администрацией в рамках полномочий, предоставленных Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 ЗК РФ органы исполнительной власти и местного самоуправления - арендодатели государственных и муниципальных земель - могут устанавливать размеры ставок арендной платы и определять случаи их применения.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться (в редакции, действовавшей на день рассмотрения заявления).
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление органом местного самоуправления ставки арендной платы при определении размера арендной платы за использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, противоречит принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
В пункте 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации установлен запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а также перечислены противоправные действия, образующие нарушение указанной правовой нормы Закона о защите конкуренции.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (пункт 6 статьи 194 АПК РФ).
Поскольку заявитель ссылается, в том числе на экономическую необоснованность установленной ставки арендной платы (строка 15 приложения № 2 оспариваемого постановления), администрация должна представить доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность названной ставки.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что значение спорной ставки арендной платы было определено органом местного самоуправления не произвольно, а на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов и характеристик, администрацией не представлено.
Суду не представлено каких-либо данных о составлении соответствующих расчетов и проведении иной процедуры экономического обоснования размера базовых арендных ставок за пользование земельными участками в границах Ловозерского района (в том числе по строке 15 приложения № 2 к постановлению от 17.11.2009 № 538). Отсутствие такого обоснования администрацией не отрицается.
Указанное свидетельствует о том, что значение спорной базовой ставки арендной платы (19500 %) было установлено администрацией произвольно, с нарушением основных принципов определения арендной платы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
При этом суд также учитывает, что установленная оспариваемым пунктом процентная ставка арендной платы (применяемая для объектов заявителя) в несколько сот раз превышает ставку арендной платы, установленную для иных объектов сельскохозяйственного использования применительно к аналогичной категории земель (земель сельскохозяйственного назначения).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по делу, суд считает, что постановление администрации от 17.11.2009 № 538 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков в границах Ловозерского района" в части строки 15 приложения № 2, в соответствии с которой для объектов первичной обработки мясной продукции, расположенных вне черты населенных пунктов установлена ставка арендной платы 19500 %, не соответствует ЗК РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности).
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление в части строки 15 приложения № 2 следует признать недействующим.
Согласно материалам дела предпринимателем за рассмотрение заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей, которая в силу статьи 101 АПК РФ относится к судебным расходам.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, с администрации в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в сумме 200 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

Признать недействующим постановление администрации муниципального образования Ловозерский район от 17.11.2009 № 538 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков в границах Ловозерского района" в части строки 15 приложения № 2 "Ставки арендной платы за пользование земельными участками, соответствующие виду использования, %", как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Взыскать с администрации муниципального образования Ловозерский район в пользу индивидуального предпринимателя Р.А.К. судебные расходы в размере 200 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.Е.БЕЛЯЕВА

Судьи
К.А.ВОСТРЯКОВ
Н.Ю.АЛЕКСИНА


------------------------------------------------------------------