Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Минздрава Мурманской области от 24.09.2013 N 524 "О внесении изменений в приказы Министерства здравоохранения Мурманской области от 15.12.2011 N 864 "Об оценке удовлетворенности медицинской помощью населения Мурманской области", от 26.03.2012 N 232 "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Мурманской области"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 сентября 2013 г. № 524

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.12.2011 № 864 "ОБ ОЦЕНКЕ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ", ОТ 26.03.2012 № 232 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с целью совершенствования осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и организации оценки удовлетворенности медицинской помощью, оказываемой государственными и муниципальными медицинскими организациями Мурманской области, приказываю:
1. Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения Мурманской области (далее - Министерство) от 26.03.2012 № 232 "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Мурманской области" (далее - Приказ):
1.1. Утвердить Положение об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в новой редакции (приложение).
1.2. Пункты 4, 5 Приказа отменить.
1.3. Пункт 6 изложить в новой редакции: "Начальнику отдела административной работы Министерства (Суркова Н.В.) ежегодно проводить анализ сводной информации по удовлетворенности населения медицинской помощью по обращениям граждан. Результаты по итогам года размещать на официальном сайте Министерства".
2. Дополнить приказ Министерства от 15.12.2011 № 864 "Об оценке удовлетворенности медицинской помощью населения Мурманской области" пунктом 2.3: "В срок до 01.10.2013 представить на утверждение в Министерство порядок проведения анкетирования по оценке удовлетворенности медицинской помощью населения Мурманской области".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Москвина Р.В.

Первый заместитель министра
Р.В.МОСКВИН





Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Мурманской области
от 24 сентября 2013 г. № 524

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
2. Целью осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является:
2.1. реализация на территории Мурманской области основных принципов охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны;
2.2. обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадрового потенциала, материально-технических ресурсов и применения медицинских технологий в соответствии с утвержденными федеральными стандартами и порядками оказания медицинской помощи по профилям, организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания, маршрутами движения пациентов.
3. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

4. Основными понятиями, используемыми в настоящем Положении, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" являются:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
- диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
- пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
- лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;
- качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;
- медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Приказом главного врача медицинской организации назначается ответственное за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должностное лицо.
6. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности состоит из следующих уровней:
- первый уровень является функцией заведующих структурными подразделениями медицинской организации;
- второй уровень является функцией заместителей руководителя медицинской организации по медицинской части, экспертизе временной нетрудоспособности и др.;
- третий уровень является функцией врачебной комиссии медицинской организации.
7. Четвертый уровень экспертизы качества медицинской помощи осуществляется клинико-экспертным отделом ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (Машихин В.В.) при координации Управления организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства здравоохранения Мурманской области (Белозерова С.Ч.) с привлечением главных внештатных специалистов по профилям медицинской деятельности и во взаимодействии с органом исполнительной власти, имеющим полномочия по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
8. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.). Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. При необходимости может быть проведена очная экспертиза процесса оказания медицинской помощи.
9. Внутреннему экспертному контролю подлежат:
В стационаре:
- все летальные исходы, в том числе с расхождением клинического и патологоанатомического диагнозов;
- ятрогенные заболевания, внутрибольничное инфицирование, осложнения, внеплановые оперативные вмешательства, выполненные больным, поступившим на плановые операции;
- повторные госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года, не обоснованные технологией оказания медицинской помощи;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников;
- все случаи повторной госпитализации в реанимацию;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности) на 30 %;
- по результатам поступления "Талона дефекта качества медицинской помощи" в соответствии с положением о талоне дефекта качества медицинской помощи (приложение № 1.1);
- прочие случаи методом случайной выборки.
В амбулаторно-поликлинических медицинских организациях:
- все случаи смерти в детском возрасте и лиц трудоспособного возраста на дому от управляемых причин (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания; во всех возрастах - язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, острая хирургическая и гинекологическая патология);
- все случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- впервые выданные листки нетрудоспособности (от 10 % до 30 % методом случайной выборки);
- расхождения диагнозов поликлиники и патологоанатомического отделения в 100 % случаев;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников;
- запущенные формы онкологических заболеваний, туберкулеза;
- по результатам поступления "Талона дефекта качества медицинской помощи" в соответствии с положением о талоне дефекта качества медицинской помощи (приложение № 1.1);
- прочие случаи методом случайной выборки.
10. На первом уровне внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности заведующими подразделениями должна осуществляться экспертная оценка не менее 50 % законченных случаев в течение месяца - в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, 100 % случаев - в стационаре.
Заполнение "Карты оценки качества медицинской помощи" заведующими подразделениями проводится в соответствии с положением о карте оценки качества медицинской помощи (приложение № 1.2) у 3 - 5 % пациентов от числа законченных случаев лечения в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях и у 10 % пациентов от числа госпитализированных в месяц - в стационаре.
11. На втором уровне - заместители руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной работе (как в стационарах, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях) контролируют и анализируют проведение первого уровня экспертизы. Методом выборки проводят не менее 50 экспертиз в течение квартала с заполнением "Карты оценки качества медицинской помощи" в соответствии с положением о карте оценки качества медицинской помощи (приложение № 1.2).
12. На третьем уровне (работа врачебной комиссии) объем работы должен соответствовать приказу Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513Н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации". Объем работы клинико-экспертных комиссий определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как руководителями лечебно-профилактических учреждений, так и вышестоящими органами управления здравоохранением.
13. При внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности проводится экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному путем сопоставления сроков, своевременности, объема, методов лечения и диагностики, результатов оказанной медицинской помощи утвержденным федеральным стандартам и порядкам оказания медицинской помощи по профилям.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится в соответствии с действующими медицинскими документами.
Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который учитывает все особенности данного индивидуального случая.
Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:
- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
- выявляет дефекты и устанавливает их причины;
- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
Ответственное за внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности должностное лицо осуществляет анализ полученных показателей в конкретной медицинской организации и по конкретным подразделениям (специалистам).
Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения руководителей медицинских организаций, клинико-экспертного отдела ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина", Министерства здравоохранения Мурманской области, органов управления здравоохранением муниципального уровня. Мониторинг показателей качества работы отделений и конкретных специалистов может служить основанием для применения дифференцированной оплаты труда и штрафных санкций по конкретным отделениям и специалистам.
14. Изучение удовлетворенности медицинской помощью проводится также по результатам анализа обращений пациентов и их родственников к руководителям медицинских организаций, в органы управления здравоохранением, а также путем анкетного опроса.
Оценка удовлетворенности населения оказанной медицинской помощью проводится в соответствии с разработанными и утвержденными приказом Министерства от 15.12.2011 № 864 "Об оценке удовлетворенности медицинской помощью населения Мурманской области" (приложения № 1, 2) анкетами.





Приложение № 1

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


11. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
12. Целью осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является:
12.1. реализация на территории Мурманской области основных принципов охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны;
12.2. обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадрового потенциала, материально-технических ресурсов и применения медицинских технологий в соответствии с утвержденными федеральными стандартами и порядками оказания медицинской помощи по профилям, организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания, маршрутами движения пациентов.
13. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
14. Основными понятиями, используемыми в настоящем Положении, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" являются:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
- диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
- пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
- лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;
- качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;
- медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Приказом главного врача медицинской организации назначается ответственное за организацию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должностное лицо.
16. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности состоит из следующих уровней:
- первый уровень является функцией заведующих структурными подразделениями медицинской организации;
- второй уровень является функцией заместителей руководителя медицинской организации по медицинской части, экспертизе временной нетрудоспособности и др.;
- третий уровень является функцией врачебной комиссией медицинской организации.
17. Четвертый уровень экспертизы качества медицинской помощи осуществляется клинико-экспертным отделом ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина" (Машихин В.В.) при координации Управления организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства здравоохранения Мурманской области (Белозерова С.Ч.) с привлечением главных внештатных специалистов по профилям медицинской деятельности и во взаимодействии с органом исполнительной власти, имеющим полномочия по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
18. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.). Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. При необходимости может быть проведена очная экспертиза процесса оказания медицинской помощи.
19. Внутреннему экспертному контролю подлежат:
В стационаре:
- все летальные исходы, в том числе с расхождением клинического и патологоанатомического диагнозов;
- ятрогенные заболевания, внутрибольничное инфицирование, осложнения, внеплановые оперативные вмешательства, выполненные больным, поступившим на плановые операции;
- повторные госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года, не обоснованные технологией оказания медицинской помощи;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников;
- все случаи повторной госпитализации в реанимацию;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности) на 30 %;
- по результатам поступления "Талона дефекта качества медицинской помощи" в соответствии с положением о талоне дефекта качества медицинской помощи (приложение № 1.1);
- прочие случаи методом случайной выборки.
В амбулаторно-поликлинических медицинских организациях:
- все случаи смерти в детском возрасте и лиц трудоспособного возраста на дому от управляемых причин (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, инфекционные заболевания; во всех возрастах - язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, острая хирургическая и гинекологическая патология); все случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- впервые выданные листки нетрудоспособности (от 10 % до 30 % методом случайной выборки);
- расхождения диагнозов поликлиники и патологоанатомического отделения в 100 % случаев;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников;
- запущенные формы онкологических заболеваний, туберкулеза;
- по результатам поступления "Талона дефекта качества медицинской помощи" в соответствии с положением о талоне дефекта качества медицинской помощи (приложение № 1.1);
- прочие случаи методом случайной выборки.
20. На первом уровне внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности заведующими подразделениями должна осуществляться экспертная оценка не менее 50 % законченных случаев в течение месяца - в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, 100 % случаев - в стационаре.
Заполнение "Карты оценки качества медицинской помощи" заведующими подразделениями проводится в соответствии с положением о карте оценки качества медицинской помощи (приложение № 1.2) у 3 - 5 % пациентов от числа законченных случаев лечения в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях и у 10 % пациентов от числа госпитализированных в месяц - в стационаре.
11. На втором уровне - заместители руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной работе (как в стационарах, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях) контролируют и анализируют проведение первого уровня экспертизы. Методом выборки проводят не менее 50 экспертиз в течение квартала с заполнением "Карты оценки качества медицинской помощи" в соответствии с положением о карте оценки качества медицинской помощи (приложение № 1.2).
12. На третьем уровне (работа врачебной комиссии) объем работы должен соответствовать приказу Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513Н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации". Объем работы клинико-экспертных комиссий определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как руководителями лечебно-профилактических учреждений, так и вышестоящими органами управления здравоохранением.
13. При внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности проводится экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному путем сопоставления сроков, своевременности, объема, методов лечения и диагностики, результатов оказанной медицинской помощи утвержденным федеральным стандартам и порядкам оказания медицинской помощи по профилям.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится в соответствии с действующими медицинскими документами.
Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который учитывает все особенности данного индивидуального случая.
Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:
- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
- выявляет дефекты и устанавливает их причины;
- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
Ответственное за внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности должностное лицо осуществляет анализ полученных показателей в конкретной медицинской организации и по конкретным подразделениям (специалистам).
Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения руководителей медицинских организаций, клинико-экспертного отдела ГОБУЗ "Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина", Министерства здравоохранения Мурманской области, органов управления здравоохранением муниципального уровня. Мониторинг показателей качества работы отделений и конкретных специалистов может служить основанием для применения дифференцированной оплаты труда и штрафных санкций по конкретным отделениям и специалистам.
14. Изучение удовлетворенности медицинской помощью проводится также по результатам анализа обращений пациентов и их родственников к руководителям медицинских организаций, в органы управления здравоохранением, а также путем анкетного опроса.





Приложение № 1.1

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТАЛОНЕ ДЕФЕКТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Цели введения талона дефекта качества медицинской помощи:
- анализ качества оказания медицинской помощи на территории Мурманской области;
- сбор информации для подготовки управленческих решений по рациональному использованию сил и средств учреждений здравоохранения.
2. Правила заполнения талона дефекта качества оказания медицинской помощи.
Талон дефекта качества оказания медицинской помощи заполняется любым врачом, участвующим в процессе лечения или обследования пациента. Ответственность за достоверность информации несет руководитель структурного подразделения того лечебного учреждения, где заполняется талон. После заполнения талон направляется в соответствующую медицинскую организацию и (или) в вышестоящие органы управления здравоохранением (главным штатным или внештатным специалистам соответствующего профиля). Медицинские организации анализируют предъявленные им дефекты по итогам квартала и представляют информацию по их устранению в органы управления здравоохранением. На обороте указываются принятые меры и талон направляется в Министерство.
3. Талон дефекта качества оказания медицинской помощи заполняется по следующей форме:

ТАЛОН
ДЕФЕКТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Куда направляется талон _______________________________________________
Ф.И.О. больного и возраст _____________________________________________
Адрес: ________________________________________________________________
Место работы __________________________________________________________
Дата направления ______________________________________________________
Описание дефекта ______________________________________________________
Название медицинской организации, в которой выявлен дефект
Подпись врача _________________________________________________________
Подпись зав. отделением, руководителя медицинской организации _________





Приложение № 1.2

ПОЛОЖЕНИЕ
О КАРТЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Общие положения.
Внутренний контроль качества медицинской помощи на 1 - 2 уровнях осуществляется заведующими отделений структурных подразделений медицинских организаций, а также заместителями главных врачей по лечебной и клинико-экспертной работе.
Экспертиза качества медицинской помощи - это исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи, в задачи которого входит выявление дефектов оказания медицинской помощи, описание их реальных и возможных следствий, выяснение причин возникновения, обоснование заключения и составление рекомендаций по их предотвращению.
Процесс оценки качества медицинской помощи включает: выявление дефектов качества оказания медицинской помощи, их обоснование и оформление мотивированного заключения по результатам оценки качества медицинской помощи. Составление рекомендаций по предотвращению возникновения дефектов качества проводится на 3 - 4 уровнях.
При оценке качества оказания медицинской помощи анализу подлежат основные этапы работы врача:
- сбор информации о пациенте, постановка диагноза;
- выполнение стандарта обследования и стандарта лечения;
- достижение конечного результата;
- выбор места и времени дальнейшей медицинской помощи;
- оценка уровня и характера рекомендаций при выписке;
- оценка использования ресурсов здравоохранения (выявление необоснованных методов обследования и лечения).
2. Карта оценки качества медицинской помощи заполняется в соответствии с п. 10 и 11 положения об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по следующей форме:

КАРТА
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Дата экспертизы ________________________________________________________
2. Медицинская организация _______________________ отделение ______________
3. Эксперт ________________________________________________________________
4. № истории болезни (или адрес амбулаторного больного) ___________________
5. Диагноз клинический заключительный основного заболевания _______________
6. Диагноз сопутствующего заболевания _____________________________________
7. Срок лечения
7.1. По МЭС ___________________ 7.2. Факт ______________________

Анализ выполненной работы

Анализ данных
Выводы
1. Сбор информации о пациенте.
1. Достаточный.
2. Недостаточный
2. Постановка диагноза
1.1. Полная и соответствует признанным классификациям.
1.2. Неполная или не соответствует признанным классификациям.
2.1. Своевременная.
2.2. Несвоевременная
Выполнение стандарта обследования
1. Выполнен.
2. Не выполнен
Выполнение стандарта лечения
1. Выполнен.
2. Не выполнен
Конечный результат
1. Достигнут.
2. Не достигнут.
3. Достигнут не полностью
Полнота рекомендаций при выписке
1. Достаточная.
2. Недостаточная.
3. Неверно указан последующий этап лечения
Использование ресурсов здравоохранения
1. Выявление необоснованных методов обследования.
2. Выявление необоснованных назначений





Приложение № 1.3

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЦЕНКЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ ОКАЗЫВАЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

1. Общие положения

Эффективное управление здравоохранением невозможно без получения информации от населения об удовлетворенности медицинской организацией и качеством медицинской помощи.
Показатель удовлетворенности населения является одним из важнейших индикаторов качества медицинской помощи и должен оцениваться и мониторироваться на уровне каждой медицинской организации.

2. Порядок оценки удовлетворенности населения
оказываемой медицинской помощью

1) Анкетирование населения.
2) Анализ обращений, поступивших от населения.
В каждой медицинской организации обращения граждан подлежат обязательной регистрации с момента поступления (журнал регистрации обращений граждан, содержащий графы: № п/п, дата поступления обращения, Ф.И.О., домашний адрес, телефон обратившегося, краткое содержание обращения, подпись лица, принявшего обращение, примечание).
Все обращения граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней с уведомлением заявителя о результатах рассмотрения.
Анализ обращений граждан должен осуществляться в ежеквартальном режиме по схеме: структура (жалобы на организацию медицинской помощи, на качество оказанной медицинской помощи, на нарушения правил этики и деонтологии со стороны медицинского персонала, на организацию обеспечения необходимыми лекарственными средствами, обращения за консультацией и т.д.); результаты рассмотрения (обоснованные и необоснованные жалобы, меры дисциплинарного взыскания к медицинскому персоналу в случае обоснованной жалобы), принятие управленческих решений по оптимизации направлений, по которым выявлено наибольшее количество обращений (жалоб). Форма сводной информации (приложение № 1.3.1) заполняется ежеквартально.
3) Осуществление должностным лицом, ответственным за организацию контроля качества и безопасности медицинской помощи в медицинской организации, бесед с пациентами (не менее 50 человек в квартал) с регистрацией их оценки удовлетворенности оказанной медицинской помощью, замечаний и предложений в журнале регистрации (журнал должен содержать графы: № п/п, дата беседы, Ф.И.О., отделение, оценка качества полученной медицинской помощи пациентом, конкретные замечания и приложения, подпись пациента, примечания).

3. Организация анкетирования

Количество опрошенных в течение года должно быть не менее 2,5 % лиц, получивших медицинскую помощь в стационаре, и не менее 1,0 % обратившихся за амбулаторной помощью.
Опросы рекомендовано проводить в соответствии с годовым графиком опросов в каждой медицинской организации, в том числе среди сельского населения.
Перед проведением опроса необходимо информировать респондентов о его целях и важности, порядке заполнения анкет, обратив внимание на анонимность ответов.
Важно персональное, уважительное обращение к респонденту, что оказывает положительное эмоциональное воздействие и сводит до минимума отказы в заполнении опросника.
Опросник может быть заполнен пациентом самостоятельно или интервьюером.
Необходимо следить за тем, чтобы на мнение пациентов не оказывалось давление со стороны медицинских работников подразделений, где проводится опрос, соседей по палате и т.п. Интервьюер имеет право разъяснить отдельные формулировки опросника.
При заполнении опросника необходим контроль отсутствия ошибок (пропуски вопросов, несколько отмеченных пунктов вместо одного и т.д.).
Опросы в медицинских организациях проводятся в соответствии с полномочиями Министерства; опросы, анализ и обработка результатов могут быть организованы также ГОБУЗ "Мурманский областной центр медицинской профилактики" совместно с ГОБУЗ "Мурманский областной информационно-аналитический центр"; самой медицинской организацией.
Порядок проведения анкетирования населения для оценки удовлетворенности населения медицинской помощью органом управления здравоохранением установлен приказом Министерства от 15.12.2011 № 864 "Об оценке удовлетворенности медицинской помощью населения Мурманской области".





Приложение № 1.3.1

ФОРМА СВОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ <*>

Форма оценки удовлетворенности
Кол-во пациентов
Кол-во неудовлетворенных
Структура обращений
Кол-во дисциплинарных взысканий
Абс. число
%
Жалобы
Консультации

обоснованные
необоснованные

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Абс. число
% от обслуживаемого населения


Орг-ция МП
Кач-во МП
Наруш-е этики и деонтологии
ОНЛС



1. Анкетирование











2. Анализ обращений











3. Результаты бесед с выписываемыми пациентами












--------------------------------
<*> Примечание.
1. В столбце № 1 указывается абсолютное число респондентов (анкетирование), заявителей (обращения), опрошенных (выписываемые пациенты).
2. В столбце № 2 указывается процент респондентов, заявителей, опрошенных от общего числа обслуживаемого населения.
3. В столбце № 3 указывается абсолютное число респондентов, давших отрицательный ответ на три и более вопросов анкеты (с 3 п. по 8 п.)
4. В столбце № 4 указывается процент респондентов, давших отрицательный ответ на три и более вопросов анкеты (с 3 п. по 8 п.), от общего числа опрошенных.
5. В столбце № 5 указывается абсолютное число обоснованных жалоб на организацию медицинской помощи.
6. В столбце № 6 указывается абсолютное число обоснованных жалоб на качество медицинской помощи.
7. В столбце № 7 указывается абсолютное число обоснованных жалоб на нарушение этики и деонтологии со стороны медицинских работников.
8. В столбце № 8 указывается абсолютное число обоснованных жалоб на ОНЛС.
9. В столбце № 9 указывается абсолютное число необоснованных жалоб.
10. В столбце № 10 указывается абсолютное число обращений за консультацией.
11. В столбце № 11 указывается абсолютное число дисциплинарных взысканий, примененных к медицинским работникам по результатам рассмотрения жалоб.

По результатам сводной информации руководителем медицинской организации принимаются управленческие решения по оптимизации направлений работы, по которым выявлено наибольшее количество обращений (жалоб) граждан.





Приложение № 2

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ ВНЕШТАТНОМ СПЕЦИАЛИСТЕ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения.
1.1. Главный внештатный специалист должен быть высококвалифицированным специалистом по соответствующей специальности и владеть знаниями по смежным специальностям.
1.2. Главный внештатный специалист назначается приказом Министерства здравоохранения Мурманской области (далее - Министерство).
1.3. Главный внештатный специалист непосредственно подчиняется главному специалисту Министерства по соответствующему профилю.
1.4. Главный внештатный специалист работает по плану, составленному на год, согласованному с главным специалистом Министерства по соответствующему профилю.
2. Задачами главного внештатного специалиста являются:
- ежегодное представление в Министерство анализа работы службы не позднее 1 марта следующего за отчетным периодом года; проведение анализа по отдельным разделам службы в течение года;
- подготовка плана работы по соответствующему разделу;
- организация и участие в проверках медицинских организаций Мурманской области;
- внедрение современных технологий лечения и обследования пациентов согласно профилю работы;
- экспертиза качества оказания медицинской помощи по соответствующему профилю;
- участие в подготовке решений коллегии, приказов, инструктивных и методических писем, предложений по развитию и совершенствованию профильной специализированной службы, а также в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, занятий в школах передового опыта;
- участие в подготовке программ в сфере здравоохранения, в формировании заявок на медикаменты, оборудование, аппаратуру и прочее;
- к 15 числу следующего за отчетным кварталом месяца представлять в Министерство справку о проделанной работе (как главного внештатного специалиста).


------------------------------------------------------------------